Кипр Новая Зеландия Гибралтар Белиз Ангилья Доминика Маршаловы острова Панама Сент-Люсия Багамы Дания Ирландия Сингапур Гонконг Великобритания США Австралия Канада ЮАР

Изменения в порядке Обмена налоговой информацией между Россией и Кипром

В апреле текущего года в Никосии (Кипр) был подписан Протокол к Соглашению между Республикой Кипр и Россией «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». Подписание данного Протокола вызвало беспокойство среди российских предпринимателей. Дело в том, что новый Протокол предоставляет российским фискальным органам больше возможностей для контролирования оффшорных компаний. Апрельский Протокол предусматривает обмен информацией между договаривающимися странами, в том числе:

  • по всем видам взимаемых на территории стран налогов (ранее информация могла быть предоставлена только по налогам на капитал, которые подпадали под действие Соглашения)
  • обязательность выдачи информации, даже если государство, предоставляющее такую информацию «не нуждается в такой информации для своих собственных налоговых целей»

Отказ в предоставлении информации может быть только обоснованным. То есть, без объяснения причин отказать в выдаче информации нельзя. Ранее, как правило, отказ достаточно было сформулировать, как «данной информацией располагает только банк, агент, доверительный управляющий и т.п.».

Конечно, подобные новшества не могут оцениваться российскими бизнесменами, как положительные. Большинство из них использует схему оффшоров именно в целях обеспечения конфиденциальности ведения предпринимательской деятельности, поскольку в России право запросить информацию о финансово-хозяйственной деятельности, предоставлено целому ряду государственных органов и должностных лиц. Более того, есть опасения, что такой институт, как «банкирская тайна» перестанет быть защищенным в том объеме, в каком он был защищен до подписания Протокола.

Между тем, есть ряд обстоятельств, которые позволяют с уверенностью сказать, что «беспредела» бояться не стоит.

Прежде всего, кипрская сторона обязана исполнить не любой запрос, а только тот, который соответствует требованиям законодательства Кипра, а именно Закона71(I) 2008 об изменениях к Закону о Подтверждении и Сборе Налогов (1978г.). К примеру, согласно вышеназванного Закона, запрос должен содержать не только сведения о запрашивающем информацию лице, но и описание информации, цель ее получения и доказательства того, что данная информация находится именно у того лица, у которого она запрашивается. Кроме того, податель запроса должен указать, что все необходимые меры для получения информации на территории своего государства им предприняты и не принесли успеха. Еще одной важно гарантией соблюдения прав частных компаний на Кипре является то обстоятельство, что все запросы, поступающие в кипрские налоговые органы из другого государства, должны получить одобрение Генпрокурора Кипра, а оно может быть дано только в случае серьезных обвинений собственников и должностных лиц оффшорных компаний.

Каким будет взаимодействие российских и кипрских властей по обмену информацией – покажет время, но в заключение отметим, что на текущий момент Протокол еще не прошел ратификацию в РФ.

Назад...